Готовый бизнес план
Главная » Торговля и продажа » Маркетинговый аудит — основы

Маркетинговый аудит — основы

Маркетинговый аудит

Ревизия маркетинга на предприятии, или маркетинговый аудит – это не что иное, как поиск ответов на вопросы поставленные руководством по задачам развития производства, понимание дальнейшей перспективы деятельности предприятия в выбранном сегменте рынка.

Руководителю любого производства перед реорганизацией компании с целью увеличения прибыли необходимо правильно провести оценку собственного бизнеса, найти ответы на такие вопросы как: правильно ли ведется хозяйственная деятельность, все ли сферы производства участвуют в достижении стратегических задач. Маркетинговая ревизия (маркетинговый аудит) позволяет сформулировать необходимые вопросы для топ менеджеров компании или руководителей производства, отвечая на которые могут выясниться проблемные участки на предприятии.

Маркетинговый аудит, его цель

Многих руководителей настораживают такие слова как – аудит маркетинга, маркетинговая ревизия, стратегический аудит или маркетинг – аудит, но это наиболее полезный инструмент для исследования внешнего и внутреннего маркетинга предприятия или компании.

Каждый бизнес, начиная с открытия, ставит перед собой стратегические и тактические цели − выполнение поставленных задач приводит к успеху предпринимательской деятельности. Для руководителя производства очень важно понимать правильность действий в рекламных акциях, как работает маркетинговый отдел.

Целью маркетингового аудита, который может проводиться как для крупной компании, так и для небольшой фирмы, является составление перечня вопросов для руководства предприятия, на котором проводится аудит и получение на них ответов с участием руководителей производственных участков. Определение проблемных направлений и вырабатывание плана действий для улучшения работы по ним.

Что проверяется:

  1. Какие стратегические цели поставила перед собой компания, как маркетинг соответствует их достижению.

  2. Насколько эффективна ценовая политика производства в достижении тактических целей на рынке.

  3. Как работает сеть сбыта товара, или сеть предложений услуг, перспективы ее развития.

  4. Какие рекламные действия предлагаются маркетинговым отделом для продвижения товаров или услуг на рынок, действующие формы рекламы.

  5. Насколько предполагается изменить ассортимент продукции для увеличения спроса потребителей.

  6. Проверка правильности прогнозирования сбытового сектора компании.

  7. Определение правильного выбора рыночного сегмента действия компании или предприятия.

Необходимо отметить, что маркетинговый аудит является системным мероприятием для производства на регулярной, периодической основе. Именно маркетинг – аудит показывает фактическое состояние хозяйственной деятельности компании или салона по оказанию услуг. Маркетинговая ревизия позволяет своевременно обнаружить проблемные направления в деятельности компании, выработать план действий по изменению ситуации в пользу предприятия, увеличения сбыта продукции.

Особенности аудита

Маркетинговый аудит это полезный инструмент для эффективной оценки работы предприятия, особенностью которого является его применимость как к успешно действующему бизнесу, так и к начинающему проекту предпринимательской деятельности.

Методология составления вопросов одинакова как для гигантов промышленности, так и для фирмы покупающей два новых устройства. Особенность аудит маркетинга заключается в оказании демонстративной помощи руководству компании или предприятия, а также потенциальному инвестору бизнеса или будущему партнеру таких показателей производства как:

  • насколько хозяйственная деятельность компании в регионе, населенном пункте, по виду рыночной деятельности эффективна, какие есть перспективы в развитии предприятия, с учетом региональных и федеральных законов и правил ведения бизнеса не вредя экологии;

  • показать насколько рынок еще не насыщен необходимой для потребителя продукцией, выявление конкурентных свойств товара: его стоимость, упаковка, качество производства, уровень доставки товара, его хранение, технологические линии производства, другие свойства, влияющие на повышение конкурентной способности продукции;

  • какой потребительский спрос на продукцию или услуги компании, а также будет ли перспектива у начинающего бизнес предпринимателя по емкости рынка, насколько правильно сделаны прогнозы сбыта, верно ли выбраны направления реализации продукции и какие барьеры на пути входа в рынок еще не просчитаны;

  • показать наиболее эффективные способы продвижения услуги или товара на пути к потребителю, насколько полно сделано финансирование рекламы продукции, правильно ли подобраны партнеры по реализации товара, насколько верно выбрана схема хранения продукции;

  • какие факторы производства на предприятии могут повысить конкурентную способность продукции: реконструкция производства, усовершенствуя технологические линии, применение инновационных решений.

Особенность маркетинговой ревизии для любого предприятия заключается в правильной оценке своих возможностей с учетом мощностей производства, в каком регионе ведется предпринимательская и хозяйственная деятельность компании, какой есть потенциал у производства для развития и внедрения новых решений по технологическому обеспечению выпуска товара. Аудит позволяет проверить компетентность руководящего состава компании на правильность управлением производством.

Методология аудита, что это?

Маркетинговый аудит это выявление проблемных участков на предприятии при помощи формирования вопросов по особой методике, которая подходит для любого производства, иными словами методологический прием аудита. Наполнение перечня вопросами является важным фактором для компетентного аудита, по оценкам деятельности предприятия специалисты их делят на категории:

  1. Работа компании или предприятия во внешней среде, ее хозяйственная деятельность на рынке.

  2. Цели маркетинговой работы компании или предприятия, какая выбрана стратегия для их достижения.

  3. Степень организованности маркетинга на предприятии, эффективность работы маркетологов.

  4. Категория оценки системного подхода к маркетингу на предприятии или в компании.

  5. Финансирование мероприятий маркетологов, их эффективность.

  6. Насколько наполнено маркетинговое исследование сегмента рынка, в котором предприятие ведет хозяйственную деятельность.

Внешняя среда

Для правильного определения работы компании во внешней среде специалистами применяются два параметра – это, анализ макроэкономической среды и микроэкономики предприятия во внешнем окружении, где:

  1. Макроэкономическая среда формируется из показателей:

  • экология, насколько доступны энергетические и природные ресурсы по стоимости для предприятия, есть ли протестное настроение в обществе против хозяйственной деятельности предприятия в регионе, какими способами можно склонить общество в положительную сторону о работе компании и предприятии без вреда экологии;

  • демография на производстве и в регионе, какие факторы могут угрожать работе компании или предприятию в регионе по возрастной категории работающих специалистов, меры для нормализации ситуации;

  • технологические возможности, когда устанавливается факт необходимости усовершенствования технологий по выпуску продукции, изменение качественной составляющей товара или услуги;

  • административные факторы региона определяют законодательную базу работы предприятия, и какие законы могут влиять на работу компании в регионе;

  • культура населения, этот показатель определяет отношение общества к выпускаемой продукции услуге, как ваш товар может влиять на жизненный уклад обывателей и потенциальных потребителей его;

  • экономический показатель, когда определяется тенденция на рынке по увеличению или снижению стоимости продукции предприятия, в зависимости от платежной способности потребителей, меры для предотвращения отрицательной тенденции в стоимости продукции.

Все вопросы по внешней среде напрямую или косвенно связаны с рисками ведения бизнеса, они позволяют определить степень готовности предприятия противостоять угрозе хозяйственной деятельности на рынке.

Важно! Кроме определения рисков анализ ответов по внешней среде позволяет руководству компании или предприятия определить пути развития, возможность переориентации производства на выпуск другой более востребованной продукции с минимальными вложениями.

  1. Микроэкономика предприятия по перечню вопросов позволяет точнее провести прогнозы по задачам компании или предприятия, освещаются такие вопросы как:

  • как реагирует рынок на продукцию компании, какие сегменты товар предприятия может еще охватить;

  • как распределяется доля потенциальных покупателей продукции предприятия между всеми игроками рынка в регионе, оценка качества, стоимости товара, сопровождающий товар сервис, какая репутация у предприятия в обществе;

  • определение основных компаний конкурентов по изготовлению аналогичного продукта, их задач, какую нишу на рынке они занимают, как их действия влияют на работу вашего предприятия или компании;

  • определение всех возможностей сбыта продукции, насколько эффективны действующие сбытовые каналы товара;

  • взаимоотношения с партнерами, поставщиками материалов, сырья, возможности улучшения отношений;

  • рассмотрение и проработка всей инфраструктуры компании или предприятия, а именно: услуги транспортной доставки, складирование продукции, возможность на финансовый заем, эффективность рекламных акций.

В совокупности с макроэкономическим анализом, микроэкономика дает полную ясность о внешней угрозе для работы предприятия. Руководство компании может на основании проведенного анализа выработать план противодействий, для решения возникающих проблем.

Ревизия маркетинговых действий предприятия

Категория исследования действий маркетологов на предприятии показывает насколько полно, и эффективно применяются все возможные средства для достижения стратегической цели компании в ведении собственного бизнеса это:

  • какую миссию для общества, главную идею работы компании и в каком объеме представляет маркетинговый отдел, правильность формулировок стратегической цели компании;

  • какие приняты нормативные документы в работу для достижения стратегических задач производства;

  • понимает ли в полном объеме руководство предприятия, поставленные перед бизнесом задачи.

Маркетинговый аудит является новшеством не только в РФ, но так же и в иностранных компаниях.

Важно! Многие руководители препятствуют полному проведению аудиту по причине выявления не компетентности руководящего состава предприятия управлять хозяйственной деятельностью и соответственно нести за свои «промахи» наказание. По этой банальной причине аудит часто проводится формально, не в полном объеме.

Пример аудит – маркетинга

Маркетинговый аудит, пример которого представляют специалисты, проводится в следующем формате:

  1. Оценивается внешняя деятельность предприятия по макроэкономическим и микроэкономическим параметрам.

  2. Определяются по перечню поставленных вопросов стратегические цели маркетинга компании: как распределены функции среди маркетологов, как работают структурные подразделения для достижения поставленных задач.

  3. Проверка систем работы маркетинга в компании: информационное направление, планирование действий производства, контроль над выполнением поставленных задач.

  4. Соответствует ли бюджет производства для маркетологов на выполнение поставленных перед ними задач: оценка прибыли и трат, насколько они эффективны.

  5. Оцениваются результаты работы отдела маркетинга, его исследований по параметрам: продукция предприятия и ее стоимость, качество сбыта и условия продвижения товара на рынке.

Отвечая на поставленные в процессе аудита вопросы, руководство предприятия может заострить внимание на решении проблемных вопросов, выработать план противодействий разным угрозам бизнесу. Но современная действительность показывает, что часто такой аудит проводится «поверхностно», этому могут способствовать такие факторы как: недостаточность квалифицированных специалистов, отсутствие соответствующей структуры по исследованию рыночной деятельности предприятия.

Аудит внешний и внутренний

Маркетинговый аудит внешний и внутренний, как отмечают специалисты, носит планомерный и регулярный характер для успешных компаний и стремящихся достичь результатов бизнесменов. Системный подход к анализу маркетинговых действий предприятия постоянно выделяют стратегические задачи, как небольшой фирмы, так и крупной компании.

Простыми словами внутренний аудит маркетинга может проводиться на предприятии собственными силами, в его задачу входит исследование работы маркетологов, их эффективность в работе производства. Для проведения анализа внешнего маркетинга желательно привлекать для объективности результатов специалистов высокой квалификации со стороны, от компаний специализирующихся на этом виде деятельности.

Ревизия, проводимая своими силами, позволяет быстро и без «лишнего» шума понять проблемные направления и принять действия для исправления ситуации на предприятии. Преимуществом внутреннего аудита силами компании является его невысокая стоимость, сохраняется вся корпоративная тайна работы предприятия. Ревизорами выступают ответственные работники отдела маркетинга, для которых нет ограничений к любой информации на предприятии. Важно! Собственные ревизоры изнутри понимают специфику работы компании!

Кроме явных положительных моментов внутреннего аудита своими силами есть и отрицательные факторы, это:

  • недопустимость полных, глубоких поверок структур предприятия, незначительный штат маркетологов, не исключено пристрастная оценка действий некоторых подразделений предприятия;

  • внутренние ревизоры могут просто из-за постоянного нахождения внутри собственного предприятия не принимать за ошибки в маркетинге некоторые действия руководства.

Когда проводится внешний аудит сторонними специалистами, достигается следующее:

  • глубина и широта исследований работы предприятия на рынке;

  • системное принятие вопросов по макро- и микро — аудиту;

  • результат проведения аудита объективен, так как специалисты не участвуют в хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;

  • меньше рисков из-за профессионализма специалистов.

Маркетинговый аудит является частью успешной работы любой процветающей компании или стабильной работы предприятия. Своевременный анализ действий предприятия на рынке позволяет своевременно проводить корректировки предпринимательской деятельности, улучшать показатели сбыта продукции.

Основное отличие аудита от маркетинга предприятия заключается в получении ответов на поставленные вопросы и своевременной корректировки для получения оптимального решения по разным вопросам маркетинга на производстве.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: