Готовый бизнес план
Главная » Разное » Маркетинговый аудит

Маркетинговый аудит

Маркетинговый аудит

Ревизия маркетинговых мероприятий – маркетинговый аудит, который должен показать наличие перспективы развития компании или фирмы. Руководители большинства фирм не склонны проводить маркетинговый аудит, так как он может показать не умелость руководить компанией, ошибки в управлении предприятием и бизнесом, а за это несут ответственность именно руководители компании.

Маркетинговый аудит — основы

Маркетинговый аудит (ревизия) – это оценка специалистами коммерческой способности предприятия, бизнеса, компании, web-проектов на их состоятельность, как ведется хозяйственная деятельность. Целью такой проверки (аудита) является поиск ответа на задачи поставленные руководством и будущие перспективы развития. Маркетинговая ревизия, проводимая совместно с руководителями компании благотворно влияет на решение многих проблем, когда намечаются пути устранения выявленных недостатков.

В процессе аудита исследуются все маркетинговые элементы:

  • цель и стратегия компании в сфере проводимых маркетинговых мероприятий;

  • насколько эффективна ценовая политика продукции компании, предприятия;

  • как работает сектор сбыта, и как его работу можно улучшить;

  • какие формы рекламы и способы применяются для продвижения услуг или товаров компании на рынке;

  • насколько истины, достоверны прогнозы сектора сбыта;

  • оценка правильного выбора целевого рыночного сегмента;

  • другие элементы маркетинга.

Проведение проверок этого вида обуславливается своевременным определением недостатков в функциональной деятельности компании или предприятия, ведение бизнес проектов, дает возможность быстрого реагирования на улучшение маркетинговых мероприятий.

Особенности

Маркетинговый аудит это: объективное, критическое, системное исследование внешней хозяйственной деятельности компании. В него входит определение истинных целей и выработки стратегии в маркетинге предприятия или фирмы, определение времени проведения маркетинговых мероприятий для определения возможных перспектив в развитии компании. Определение способов улучшения при помощи маркетинга экономического состояния компании.

Особенностью маркетинговой проверки (аудита) является равноценная способность ее применения как к работающей компании, действующему бизнесу, так и к новым проектам. Не имеет значения для этого аудита размеры бизнеса, маленькое или крупное предприятие.

Целью маркетингового аудита является демонстрация топ менеджерам компании, предприятия, инвестору следующих показателей:

  1. Перспективы проверяемого бизнеса в регионе его деятельности (страна, город), когда учитывается экология и законы РФ, социальная защита населения.

  2. Выявление перспективы по следующим параметрам: качество, стоимость, технологические процессы, сервисное обслуживание, другие показатели.

  3. Какой спрос ожидается на продукцию фирмы или оказание ей услуг населению, насколько верно оценивается в этом сегменте рынка конкуренция.

  4. Рассматривается вопрос правильного, эффективного продвижения на рынке предлагаемой продукции, как работает стратегия сбытового сектора компании, или будущего проекта, как должна быть профинансирована реклама. Какие посредники в продвижении продукции предпочтительней, какую схему логистики продвижения продукции лучше выбрать.

  5. Какими потенциальными возможностями для улучшения конкурентных показателей обладает предприятие, какого качества для компании должна быть группа топ менеджеров проекта или предприятия, какой опыт необходим работы персонала для эффективной реализации продукции.

Схема работы аудит маркетинга:

Основным приемом МА (маркетингового аудита) является правильное составление вопросов, на которые в процессе исследования хозяйственной, внешней деятельности компании надо будет найти ответы. Специалисты делят вопросы на несколько групп, это:

  • внешняя деятельность предприятия, оценка среды в котором оно работает;

  • какие цели ставит компания, предприятие, а также какую применяет стратегию в области маркетинга своей продукции;

  • какая маркетинговая структура в наличии на предприятии, уровень ее соответствия целям и задачам компании;

  • какие мероприятия маркетинга проводятся, и какими инструментами пользуется руководство компании или предприятия в системе маркетинга;

  • какая эффективность от проводимых мероприятий, какой бюджет у маркетологов компании;

  • насколько результативно исследуется рынок.

Принципы МА

Специалисты отмечают принципы, по которым проводится МА, как внутренний, так и внешний, это:

  • объемность проверки, которая не ограничивается поиском недостатков, а проверяются все возможности маркетинговой работы по выбранному направлению деятельности компании;

  • системный подход, когда все мероприятия проверки последовательны и следуют в установленном порядке, проверяется как внешняя среда, так и внутренние отделы маркетинга;

  • честность и беспристрастность проводимого МА говорит о его независимости, когда нет возможности объективной оценки, лучше привлекать сторонних специалистов;

  • регулярность проводимых проверок, это дает возможность избежать кризисных ситуаций, а не заниматься МА, когда падают продажи.

Этапы аудита

Маркетинговый аудит внешний и внутренний состоит из основных, следующих в определенной последовательности этапов, это:

  1. Подготовительный, когда аудитор и заказчик проводят предварительное консультирование и определение имеющихся на предприятии или в компании сложностей или проблем. Руководитель компании на этом этапе дает распоряжение о предоставлении всей необходимой для работы МА документации.

  2. Диагностический, когда проверяющий определяет на производстве факты маркетинговой деятельности и проводит анализ на их эффективность. Он также устанавливает на этом этапе, насколько эта деятельность соответствует заявленным нормам и соответствует планируемым показателям. Аудитор на этом этапе имеет право вносить корректировки в работу компании консультированием персонала о лучших способах проведения маркетинговых действий.

  3. Этап планирования. В этот период проверяющий ищет наилучшие решения для возмещения упущенной выгоды предприятием от проблемных моментов, выявленных в ходе проверки. Предлагаются меры, которые не дадут возникнуть аналогичной ситуации в последующей деятельности компании.

  4. Этап реализации мероприятий запланированных для исправления ситуации на предприятии, проверяющий может принимать в этих мероприятиях участие, или работать консультантом для персонала предприятия.

  5. Этап заключительный, когда проверяющий предоставляет руководству компании или предприятия отчет о проведенной деятельности, в котором указываются достигнутые в процессе изменений результаты.

Направления маркетингового аудита

Специалисты предлагают рассмотреть маркетинговый аудит по нескольким направления, это выглядит так:

Направление проверки

Какие объекты на предприятии исследуются

Какой маркетинг применяется

Исследования:

  • первичные;

  • вторичные.

Продажи: мониторинг и прогноз

Информативность маркетинга

Топ менеджеры

Маркетинговое подразделение

Сбытовое подразделение

Снабжение предприятия

Маркетинг компании

Сегменты рынка

Определение лучшего сегмента

(целевых покупателей)

Определение конкурентов на рынке

Какие конкурентные возможности у предприятия

Топ менеджеры

Маркетинговое подразделение

Служба продаж

Сегменты рынка

Востребованность продукции на рынке

Качество предоставляемой услуги, продукции

Какая упаковка товара

Наличие торговой марки

Дизайнерские решения в оформлении продукции

Внедрение инноваций

Маркетинговое подразделение

Отдел финансов

Подразделение НИОКР

Отдел разработки продукции и услуг

Параметры ценообразования

Как устанавливаются тарифы

Ценовая стратегия

Тактика ценовой политики

Уступки по стоимости продукции

Топ менеджеры

Маркетинговое подразделение

Отдел финансов

Образование цен

Организация и планирование рекламных мероприятий

Определение эффективности от рекламы

Маркетинговое подразделение

Служба продаж

Логистика продукции на рынке

Наличие торговых представительств

Контакты с клиентами

Обучение и контроль торговых агентов

Мероприятия презентации продукции

Маркетинговое подразделение

Служба продаж

Реклама

Акции для стимулирования продаж продукции

Изучение структурных составляющих компании

Маркетинговое подразделение

Служба продаж

Целевые продажи

План проводимых мероприятий

Работа с печатными изданиями, СМИ

Повышение имиджа компании

Топ менеджеры

Маркетинговое подразделение

Отдел работы с населением

Обратная связь с обществом

Определение новой стратегии компании

Внедрение запланированных мероприятий

Контроль над исполнением мероприятий и стратегической линии компании

Топ менеджеры

Маркетинговое подразделение

Стратегия

маркетинга компании

Преимущество и неудовлетворенность внешним аудитом

Специалисты отмечают, что для проведения независимого аудита часто привлекаются сторонние специалисты, такая проверка называется внешним аудитом, что дает свои преимущества, это:

  • специалисты обладают большим опытом работы в маркетинге, который могут применить на проверяемом предприятии;

  • руководству компании предоставляется достоверная и все объемная информация об ошибках в управлении и рекомендации по эффективному исправлению ситуации;

  • наличие у проверяющих специализированных знаний, которые они могут передать топ менеджерам компании или предприятия.

К недостаткам сторонних проверок специалисты относят:

  • стоимость маркетингового аудита сторонними организациями очень высокая;

  • корпоративная информация компании находится в стороннем пользовании, риск ее утечки.

Внутренний МА

Маркетинговый аудит внутри предприятия проводимый собственными силами называется внутренним, который имеет свои достоинства, это:

  • стоимость проводимых проверок намного ниже внешнего аудита;

  • корпоративная тайна компании не разглашается;

  • проверяющие хорошо знают структуру компании, принцип работы предприятия, где взять необходимую информацию.

Не все компании обладают квалифицированными специалистами для проведения объективного внутреннего аудита, это может отразиться на взаимных отношениях руководства и исполняющего проверку персонала. Кроме этого не часто можно на рынке встретить компании, имеющие в штате специалистов с опытом и специальными знаниями.

Маркетинговый аудит в примере

Специалисты для лучшего понимания процесса, предлагаются рассмотреть маркетинговый аудит, пример которого обобщен на сети быстрого питания. Перед проверяющей организацией стоит задача определить истинное финансовое положение сети продаж продуктов быстрого питания.

Разработать рекомендации для будущей работы организации, поэтому специалистам надо решить следующие задачи:

  1. Определение параметров рекламной деятельности организации, для этого необходимо:

  • знать траты на презентацию деятельности точек быстрого питания;

  • оценить качество рекламной продукции;

  • узнать все каналы, по каким распространяется информация о точках быстрого питания, как реклама поступает к клиенту;

  • выяснить зависимость бюджета организации на рекламные мероприятия и получаемой прибыли с продаж за определенный временной период.

  1. Анализ информации по каждой точке быстрого питания:

  • местоположение, оценивается удобство для общества;

  • внешний вид торговой точки;

  • насколько функционален зал приема пищи;

  • рациональность использования рабочих и подсобных помещений.

  1. Какое соотношение организации по нагрузке и объемом реализации продукции:

  • анализ всей учетной информации;

  • установка для изучения коротких временных интервалов о работе точек быстрого питания, детальное изучение работы;

  • определение пропускной возможности каждой точки;

  • какие производственные мощности организации быстрого питания;

  • составление таблицы для наглядности всех данных.

  1. Составление отчета для заказчика проверки со следующей информацией:

  • посещаемость по каждой точке быстрого питания;

  • какой спрос на каждую единицу продажи продуктов питания;

  • нахождение самых загруженных часов работы, пиковых дней;

  • предложения по улучшению работы на каждой точке быстрого питания, индивидуально;

  • отчет об имеющейся маркетинговой деятельности организации, насколько она эффективна, свои предложения;

  • отчет об эффективном использовании всех помещений организацией быстрого питания.

Вся информация, полученная по ходу проверки, проверяется и анализируется, для руководства организации предоставляется в форме отчета и рекомендаций, планов действий по конкретным пунктам проверки.

Маркетинговая ревизия (аудит) способствует выявлению проблем во внешней деятельности компании, определение мероприятий по исправлению ситуации на рынке сбыта продукции. Каждый вид аудита (внешний или внутренний), имеет свои преимущества и недостатки, но специалисты отмечают, что всегда внешний аудит более объективен.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: