Готовый бизнес план
Главная » Бизнес планы » Ломбард как бизнес — с чего начать [организационные вопросы]

Ломбард как бизнес — с чего начать [организационные вопросы]

Ломбард как бизнесВ нашей стране, последнее время, актуальность коммерческих проектов, которые рассчитаны на эффективную работу в нестабильных экономических условиях, постоянно растет. Именно поэтому, ломбард как бизнес интересует частных инвесторов, предпринимателей, у которых есть свободные финансовые ресурсы, а также крупные инвестиционные фонды.

Ломбард как бизнес

Не нужно быть великим бизнесменом или теоретиком экономических дисциплин, чтобы понять, что данная деятельность имеет огромный потенциал, особенно в условиях кризиса. Вещи, которые клиенты оставляют в качестве залога, являются гарантией того, что микро финансовое учреждение получит прибыль, даже если никто не будет возвращать кредит.

Это обеспечивается благодаря следующим факторам:

  • в качестве залога принимаются только ликвидные вещи (ювелирные изделия, качественная бытовая техника и инструменты, автомобили и т.д.), которые при необходимости можно быстро продать по хорошим ценам;

  • обычно клиент получает значительно меньше денег, чем стоит его вещь;

  • проценты за пользование кредитом в ломбарде позволяют «перекрыть» большую часть невозвращенных займов, даже не прибегая к реализации вещей, оставленных в залог.

Анализируя данную информацию, сразу же напрашивается вывод, что ломбард – это идеальная, абсолютно беспроигрышная идея для бизнеса, но практика показывает, что в каждой деятельности кроме позитивных моментов существуют свои минусы, и наш случай не является исключением. В статье рассмотрены все важные моменты, связанные с данным бизнесом: как открыть ломбард, какие документы нужно оформить, главные конкуренты и потенциальные клиенты микро финансовых учреждений и т.п.

Юридические нюансы организации данного бизнеса

Для работы ломбарда необходимо зарегистрировать юридическое лицо, так как ИП не имеет права заниматься данной деятельностью. Процесс оформления всех документов на первом этапе организации работы финансового учреждения является стандартным, поэтому не будем акцентировать на этом моменте внимание.

Но специфика деятельности обязывает владельцев ломбардов в обязательном порядке:

  • для обеспечения законности всех сделок нужно подписать контракт со страховой компанией;

  • пройти регистрацию в Пробирной палате;

  • зарегистрироваться в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Согласно действующему законодательству ломбард может заниматься выдачей займов, а также осуществлять хранение вещей, которые оставили в залог. Кроме того, специалисты микро финансового учреждения могут предоставлять консультационные услуги, что является неплохим дополнительным источником дохода. Клиент, который получает ссуду, обязательно оставляет в качестве залога ликвидную вещь.

Все это (дата получения и возврата денег, залог, его стоимость, проценты за пользование кредитом, общая сумма, которую должен вернуть заемщик) фиксируется в договоре, который составляется в двух экземплярах и подписывается участниками сделки. Один экземпляр предоставляется клиенту ломбарда, а второй остается в финансовом учреждении. Если после оговоренного срока возврата денежных средств прошел месяц, а заемщик не вернул ссуду, Вы получаете право продать предмет залога.

Когда стоимость залогового имущества превышает 30 тыс. рублей, реализацию необходимо осуществлять через публичный аукцион. Обратите внимание на очень важный нюанс! Микро финансовое учреждение не может заниматься розничной реализацией вещей, которые выступали в качестве залога. Поэтому, если Вы точно решили открыть ломбард, нужно при составлении бизнес плана обязательно посчитать стоимость регистрации и организации работы еще одного юридического лица, которое будет заниматься розничной торговлей не выкупленного залогового имущества. В процессе оформления документов для Вашего будущего бизнеса есть один плюс – эта деятельность является нелицензируемой, то есть Вам не нужно тратить время, деньги и нервы на оформление лицензии, что является приятным бонусом.

Опытные предприниматели, которые хорошо знают рассматриваемую отрасль, советуют начинающим бизнесменам, прежде чем открыть ломбард, внимательно изучить все документы и нормативные акты, регулирующую деятельность микро финансовых учреждений. Благодаря этому, Вы сэкономите время и деньги в процессе решения организационных вопросов, а также снизите вероятность возникновения ситуаций, когда контролирующие органы заставят Вас платить штрафы.

Организационные вопросы

Ваш ломбард должен находиться в людном месте, чтобы рядом не было аналогичных учреждений. Для эффективной работы не нужно большое помещение, достаточно, чтобы в нем можно было поставить вместительный сейф (его необходимо прикрепить к стене или вмонтировать в нее), оргтехнику и 2-3 клиента могли чувствовать себя комфортно. Обязательно учтите, что помещение ломбарда будут проверять представители пожарной инспекции и Роспотребнадзора.

Поэтому, чтобы избежать неприятностей, нужно до открытия учреждения сделать хороший ремонт и позаботиться о наличии противопожарных средств, даже в том случае, если Вы будете работать в съемном помещении. Тем более что именно Вы заинтересованы в обеспечении максимальной безопасности в своем ломбарде. В экономическом плане намного рациональнее подписать контракт с охранной фирмой, которая будет контролировать объект круглосуточно, чем нанимать охранника, работающего по расписанию ломбарда.

Изучая вопрос, как открыть ломбард и составляя бизнес план этого коммерческого проекта, необходимо учитывать специфику учреждения. Это может быть фирма, которая будет работать с ювелирными изделиями и драгоценными металлами, учреждение, принимающее в залог антикварные вещи или авто ломбард. Данный фактор влияет на выбор персонала, а также на конечные цели фирмы: владелец может быть заинтересован в возврате выданных займов или наоборот рассчитывать на то, что за бесценок получит хорошую вещь (картину или автомобиль).

Название ломбарда должно быть оригинальным, хорошо запоминаться и иметь отношение к предоставлению ссуд под залог ценных вещей. Кроме того, учитывайте тот факт, что название учреждения будет часто использоваться в самых разнообразных рекламных проектах (иногда красивые слоганы приобретают совершенно «некрасивое» значение). Желательно, чтобы у посетителей ломбарда, которые смотрят на его вывеску, возникали ассоциации с чем-то сильным, надежным, внушающим доверие.

Дополнительно можно придумать красивый логотип, который будет завлекать сомневающихся клиентов. Начинать рекламную компанию Вашего учреждения можно параллельно с подачей документов в отделение ФНС для регистрации юридического лица. Чтобы повысить ее эффективность, лучше обратиться к профессионалам и задействовать для этого все доступные методы. Цель рекламной компании можно считать достигнутой, если в день открытия ломбарда о нем будет знать хотя бы половина целевой аудитории.

Для нормальной работы финансового учреждения необходимо чтобы в его штате обязательно был хороший бухгалтер. При этом нужно искать настоящего профессионала, который сможет организовать идеальный бухгалтерский учет и свести к минимуму платежи в государственную казну, при помощи исключительно законных методов. Следующий важный человек в ломбарде – оценщик, это тоже должен быть квалифицированный специалист, знающий все тонкости своей работы. Учитывая развитие современных технологий, сегодня довольно часто можно встретить качественную подделку, которую очень трудно отличить от дорогого изделия.

Именно эта задача стоит перед оценщиком. Еще в штате сотрудников должны быть управляющий и кассир. Первый будет отвечать за работу фирмы, и принимать все важные решения, а второй – заниматься оформлением документов и работать с наличными средствами. Если в Вашем регионе высокий уровень преступности, тогда не лишним будет пригласить на работу опытного охранника. Вопрос профессиональной подготовки персонала, который работает с деньгами и ценными вещами, регламентируется на государственном уровне.

Ваши сотрудники должны периодически проходить обучение, а Вы обязаны контролировать, как ведется учет по данному вопросу. Можно сказать, что ломбард, даже когда это готовый бизнес, требует постоянного вмешательства владельца в его работу. Если доверить все функции управляющему, тогда придется платить штрафы контролирующим органам, или «делить» прибыль (естественно, не зная об этом) с персоналом.

Целевая аудитория и конкуренты

Трудно сказать, почему возник стереотип, что клиенты ломбарда – это самые бедные и неблагополучные слои населения, но такое мнение существует, хотя оно вообще не соответствует действительности. Человек, у которого нет денег и конкретных перспектив исправить свое финансовое положение, пойдет продавать ценную вещь, а не сдавать ее в ломбард, где ему дадут чуть больше половины реальной стоимости залогового имущества (это в лучшем случае).

Главной целевой аудиторией в данном бизнесе являются представители среднего класса, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, а также люди, которым нужно «дотянуть» до ближайшей зарплаты. Некоторые из них становятся постоянными клиентами микро финансовых учреждений, когда такие ссуды превращаются в обязательную статью доходов, а затем расходов их бюджета. Кроме того, бывают форс-мажорные ситуации, когда нужны деньги, а одолжить их не у кого или человек стесняется обращаться даже к родственникам с подобными просьбами.

Например, это может быть серьезное заболевание, поломка автомобиля или нужной техники, незапланированный ремонт или смерть близкого человека. В принципе, все ломбарды функционируют на основе бизнес идеи: предоставить деньги человеку, который нуждается в них прямо сейчас, попросив взамен хорошее вознаграждение в виде процентов за пользование, а также дорогую вещь в качестве залога. Идея очень старая, но не потерявшая актуальность за все время своего существования.

Главными конкурентами ломбардов на сегодняшний день являются финансово-кредитные учреждения, предоставляющие небольшие ссуды без залога. Они работают, выдавая наличные у себя в офисе или через всемирную паутину, отправляя деньги на карту любого финансово-кредитного учреждения. Эти фирмы просят более высокие проценты за пользование ссудой, а также очень тщательно проверяют личность заемщика, что работает «на руку» ломбардам.

Но они не требуют никакого обеспечения (залога), предоставляя займы, а постоянным клиентам выдают кредиты в течение десяти минут, что дает возможность переманить к себе целевую аудиторию ломбардов. И все-таки, компании, занимающиеся микрокредитованием, допустили очень большую ошибку при организации бизнеса. Их методы работы с должниками очень часто находятся на черте, где заканчивается законность и начинается бандитский беспредел. Благодаря этому, многие потенциальные клиенты подобных фирм предпочитают достать из шкатулки старое массивное кольцо из золота, и отправится в ломбард.

Обычные банки, как уже догадались многие читатели, не являются конкурентами для ломбардов. У них совершенно другие методы работы и ни один банк не выдаст Вам кредит за 10-15 минут.

Конечно, ломбард как бизнес – перспективное направление деятельности, но нельзя забывать о его минусах. Прежде всего, это высокий стартовый капитал для открытия учреждения по выдаче ссуд. Не у каждого предпринимателя найдутся такие финансовые средства. Кроме того, для работы ломбарда нужно оформить огромное количество бумаг и вопросы по поводу документов будут преследовать Вас все время. Существует высокая вероятность обмана со стороны персонала, если не контролировать работу ломбарда. Ну и последний момент связан с риском возможного банкротства, от которого не застрахован даже самый надежный и перспективный бизнес.

Экономические показатели

Для открытия учреждения, которое будет выдавать займы под залог ювелирных изделий и драгоценных металлов необходимо, как минимум, 150 тыс. долларов. Сюда входят все расходы по регистрации юридического лица, ремонт помещения, закупка мебели и оборудования и т.д. Если средняя месячная ставка по кредитам будет на уровне 10%, количество клиентов – 50-60 человек в день, а расходная часть бюджета, включая налоговые платежи, составит 12 тыс. долларов, тогда приблизительно через четыре года вернутся вложенные инвестиции, а владелец бизнеса будет ежемесячно получать около 3-х тыс. долларов.

При этом расчеты ведутся с учетом того, что в штате предусмотрена должность управляющего с хорошей зарплатой. Возможно, предоставленные расчеты не всем покажутся заманчивыми, но если Вы ознакомитесь со средними показателями в других отраслях экономики, тогда Вы увидите, что ломбард является очень перспективным направлением деятельности и, как бизнес, он вполне оправдывает вложенные в него инвестиции.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: