Готовый бизнес план
Главная » Полезное » Коучинг это — определение, виды и методы

Коучинг это — определение, виды и методы

Коучинг этоДействительность работы в современном бизнесе сталкивает начинающих предпринимателей со многими выражениями и словами иностранного значения, таким как коучинг, что это, ─ а это обучение, такое значение несет выражение.

Зародилось это направление развития в Европе и США, а в конце 20 века образовались школы, в которых проводится обучение и тренировки. Нельзя коучингом назвать простые консультационные услуги или тренинги персонала, есть схожие элементы, но он имеет собственные особенности и наработанные техники.

Что такое коучинг — определение

Рассматривая вопрос, коучинг, что это ─ а это простыми словами своеобразный способ ведения консультации, когда тренер, совместно с клиентом, находит и вырабатывает методику для его личных перспектив роста или же действия для карьерного продвижения.

Нельзя сравнивать коучинг и сеансы психотерапии, когда у психотерапевта клиент решает конкретную проблему, связанную с уже прошедшими действиями, ─ а коучинг рассматривает сложившуюся ситуацию в целом, не опираясь на наставления, а стремясь найти способы мотивации клиента к действию и получение тем самым изменений. Характерные черты в этом направлении, это:

  1. Коуч (тренер) общается с клиентом, нет жестких рекомендаций. Задача тренера найти совместно с клиентом ответ на возникшие в ходе беседы вопросы. Основной прием коуча ─ умение поставить нужный вопрос, когда клиент, отвечая на него, находит выход из создавшейся ситуации.

  2. Тренер проводит интервью с клиентом с целью раскрытия его максимальных возможностей, и дает понять человеку, что кроме него самого никто не сможет лучше решить возникшие проблемы.

Работа в своеобразной консультационной форме (коучинг), делится, по мнению специалистов, на четыре пути, пройдя которые человек получает нужный результат, это:

  • правильно сформулированная для клиента цель;

  • косвенная проверка на верность выбранной цели, ее реальность в достижении;

  • составление методов действий для достижения цели, объединив их в план;

  • реализация плана на волевых свойствах клиента.

Чтобы понять коучинг ─ это что такое, не что иное, как взаимные действия, выстроенные в систему, и применяются для быстрого получения положительного результата. На первых встречах тренера и клиента происходит общение в режиме «сейчас и здесь», когда четко обрисовывается цель и вырабатывается путь, по которому клиент должен пройти для ее достижения.

Есть ограничения применения коучинга, ─ когда человек сам не желает изменений в собственной жизни. В процессе работы может выясниться, что желание получить положительный результат есть, а что-то делать для этого он либо не может или пока морально не готов, в большинстве случаев находятся оправдания для такого пассивного поведения.

Применяемые термины

Рассматривая коучинг, это что за взаимодействие тренера и клиента нельзя не обойтись без специальной терминологии, это:

  1. Клиент ─ человек или группа людей объединенных одной идеей, которые совместно хотят при помощи коуча добиться положительных результатов. Есть и другое название, которое применяется к этим людям за границей, это «игрок».

  2. Беседа, выстроенная тренером в определенном порядке, называется сессией.

  3. Взаимодействие тренера и клиента в процессе построенной беседы называется форматом коучинга.

Существуют методики взаимодействия тренер – клиент с элементами йоги и применением дыхательных упражнений для достижения лучшего понимания поставленной цели и выбора действий для ее достижения.

Виды коучинга

Специалистами по мере развития метода применяется классификация его, для определения вида проводимых тренировок (коученгов), это:

  1. Количественный состав участников:

  • одиночный коучинг, когда в беседе с тренером участвует один человек;

  • корпоративный или групповой способ взаимодействия.

  1. По области воздействия, это:

  • бизнес коучинг, это нахождение эффективной реализации целей малого производства или компаний, участвуют руководители и сотрудники;

  • карьерный вид взаимодействия для выявления путей в поисках работы или правильной оценки собственных возможностей на уже имеющейся работе и выработки действий для профессионального роста;

  • лайф-коучинг, когда клиент взаимодействует с тренером по любому поводу (здоровье, карьера, личное развитие, другие пути).

Технологии, которыми сегодня может пользоваться тренер очень разнообразные, они могут «открыть глаза» клиенту на необходимость действий, с применением IT— технологий можно проходить взаимодействие с тренером в режиме «онлайн». Сейчас развивается быстрыми шагами мобильный коучинг (способ взаимодействия) и взаимодействия через социальные сети.

Преимущества метода

Рассматривая вопрос коучинг, это что, специалисты показывают на его эффективность как метод взаимодействия «тренер-клиент», который помогает добиться результата в личностном развитии или в профессиональном росте. К преимуществам этого метода относятся, это:

  • возможность клиенту увидеть основную цель, убирая второстепенные явления;

  • конфиденциальность взаимодействия дает возможность полностью клиенту обнажить перед тренером именно волнующие его задачи;

  • метод взаимодействия использует самое лучшее от консалтинга и тренинга: психологическое взаимодействие, спортивные приемы, для личного развития клиента;

  • находит наиболее эффективный путь для достижения положительного результата для клиента.

Командное взаимодействие

Командный коучинг, это работа в группе, когда формат взаимодействия позволяет раскрыть возможности каждого сотрудника компании или малого производства. Проводя сессии взаимодействий «тренер – клиент» (отдел, руководители компании, менеджеры разных уровней, и другие специализации работников компании), достигается понимание имеющегося в реальном времени состояния производства или положение после проведенной ревизии дел в компании, вырабатываются пути изменений положения для улучшения результата. Всегда создается план мероприятий по каждому подразделению предприятия для достижения коллективного (командного) положительного результата.

Специалисты отмечают, что во многом эффективность компании, ее работы, зависит не только от уровня профессионализма руководителей, но также в способности организовать подчиненное им подразделение персонала, наладить их работу.

Этому способствует отсутствие некоторых пониманий вещей, это:

  • как правильно в коллективе (команде) распределить роли сотрудников;

  • нет общего понимания задачи отдела (подразделения);

  • отсутствие культуры поведения в коллективе, или она находится на низком уровне.

Отличие командного коучинга от простого тренинга коллектива заключается во взаимодействии коуча всех сотрудников в поиске путей для достижения поставленной цели. В процессе сессий коуч не дает советов, как правильно достичь поставленной задачи, а применяя метод и задавая вопросы, подталкивает сотрудников к правильному решению задачи и определению путей ее достижений с учетом возможностей каждого сотрудника.

Командное взаимодействие, повышает в коллективе меру ответственности за принятые решения

Когда проводят командный коучинг

Иногда руководителям малого производства ил крупной компании трудно определить, когда нужно проводить командный метод взаимодействия «тренер – клиент», по этой причине специалисты определили следующие факторы состояния малого производства или компании, это:

  1. Когда коллектив не может понять общих целей и поставленных задач руководителем производства.

  2. Когда слабая мотивация сотрудников к работе и необходимо найти «миссию», которая ее определяет.

  3. Руководитель отмечает низкую сплоченность коллектива для решения поставленной задачи.

  4. Наличие в команде сотрудников конфликтной обстановки, которая не дает эффективно работать.

  5. Работа отдела напоминает басню, когда каждый сотрудник предпочитает собственное мнение и считает собственное решение «идеальным».

  6. Поставленные цели перед коллективом требуют больших амбиций и эффективной работы.

  7. Когда работа коллектива стала менее эффективна, чем ранее, необходимость выявления причин.

  8. Для создания коллективной ответственности в решении поставленной задачи.

  9. Для определения логистики и коммуникаций внутри компании.

По результатам сессий взаимодействий, которые могут проходить по 5 и более часов, ставятся задачи на следующие сессии. Всегда проводится между клиентом и тренером сравнение поставленных задач и как они выполняются, по каким причинам не смогли решиться какие-то вопросы.

Результатами, которые считаются типовыми в командном взаимодействии «коуч-клиент», специалисты определили, это:

  • проявление у персонала общего понимания задач компании или целей малого производства;

  • определение правильного подхода к рабочему процессу и понятия общих ценностей сотрудников;

  • поднятие самооценки коллектива к рабочему процессу и улучшение рабочей атмосферы в коллективе;

  • понижение напряженных отношений между персоналом;

  • предложение работниками компании новых предложений для достижения поставленной задачи.

В каком формате проходит коучинг

Рассматривая вопрос командный коучинг, это работа (сессия взаимодействия) «тренер – клиент», которая длится от четырех часов. В этом формате тренер обсуждает с клиентом, а в этом случае с коллективом, определенный на сессию объем задач.

В крупных компаниях специалистами рекомендуется проводить по разу сессию в семь или 14 дней, тогда сотрудники не выпадают из рабочего цикла компании. Между сессиями каждый член коллектива проводит действия для достижения поставленных задач.

Этот формат работы дает возможность из общего количества работников создать единый, устремленный коллектив для решения поставленных задач и достижения общих целей производства.

Бизнес – коучинг

Бизнес коучинг, это мероприятия взаимодействия «коуч – клиент» направленные на цели положительных результатов в бизнесе. Это новый способ решения задач в предпринимательской деятельности. Тренер (коуч) в процесс общения с предпринимателем не дает ему советов по ведению малого производства или другим видам бизнеса для достижения успеха. Он задает ему вопросы, отвечая на которые предприниматель сам находит пути решения задач, которые приведут его к успеху.

Необходимо отметить, работать в бизнес-коуч могут сертифицированные специалисты коучи (тренера). Для решения непростых задач возможно руководителю производств лучше обратиться к помощи специалиста консалтинговой компании, которая специализируется по узкому кругу проблем.

Можно совмещать business-coaching и консалтинг, когда на сессии с тренером четко вырабатываются задачи для достижения цели, но недостаточно потенциала клиента чтобы принять правильное решение. Дальнейшее действие можно поручить консалтинговой компании, для разработки мероприятий и получения положительных результатов на этом этапе.

Преимущества

Каждый метод применяемый руководитель предприятия для повышения эффективности рабочего процесса на производстве или работы компании в целом дает положительные результаты, но бизнес коучинг имеет свои преимущества, это:

  • личностный подход к каждому работающему на производстве человеку, не тратя больших средств;

  • улучшение профессиональных показателей персонала компании или работников малого производства;

  • достижения сотрудников поднимает значимость всей компании;

  • создается при положительном результате и положительный имидж сотрудников компании;

  • снижение текучести рабочего персонала благодаря найденной мотивации и определения общих задач на производстве;

  • практическое применение всех разработанных действий.

Выгода бизнес взаимодействия

Специалисты советуют руководителям малых производств и крупных компаний по каждому конкретному случаю обращаться к помощи нужных специалистов, которые привлекаются со стороны. Достигнуть поставленной цели можно определив круг задач и пути их решения, которые шаг за шагом производство приведет к успеху. Возможность внешних взаимодействий для руководителя предприятия, это:

  • бизнес тренинги для коллектива предприятия;

  • бизнес коучинг сотрудников малого производства или крупной компании;

  • бизнес консалтинг для решения непростых задач при помощи сторонних специалистов.

Карьерный коучинг

Техника планирования профессионального продвижения и вырабатывание необходимых действий ─ карьерный коучинг, который проходит с тренером (коучем). Обычно это длительные отношения «тренер – клиент», когда в ходе проводимых сессий человек лучше понимает собственный потенциал.

Совместно с тренером клиент вырабатывает план действий для достижения цели, это:

  • мероприятия для повышения профессионального уровня;

  • дополнительное обучение;

  • улучшение собственного качества жизни.

Клиент самостоятельно в процессе взаимодействия с тренером принимает решения по решению разных задач, таких, какие специалисты считают наиболее распространенными, это:

  • нахождение новой работы, которая бы материально удовлетворяла клиента и его амбициям;

  • разделение истинных целей от второстепенных задач;

  • выбрать правильное направление для профессионального развития;

  • найти с помощью тренера мотивации для дальнейшего развития и обрести веру в свои силы;

  • написать план действий при помощи, которых можно достигнуть поставленной цели.

Тренер (коуч) может не знать в тонкостях профессиональную сферу деятельности клиента, взаимодействие проводится по сессиям. Каждая встреча определяет план действий для достижения конкретной задачи, решения принимает клиент, основываясь на своих внутренних способностях и профессиональном умении работать. Всегда проверяется правильность достижений.

Специалисты подчеркивают, что в процессе специфического общения вырабатывается особенная философия, это:

  • каждый человек может рассчитывать на лучшие условия работы, это основывается на чувстве неудовлетворенности;

  • клиент может выполнить все, что сам запланировал;

  • взаимодействие «тренер – клиент» раскрывает потенциальные способности человека, его возможности;

  • осознание действительности всегда необходимо для достижения цели.

Алгоритм взаимодействия

Карьерное взаимодействие «тренер – клиент» дает поддержку каждому человеку, фокусирует его внимание на происходящих в действительности событиях.

Специалисты предлагают стандартный алгоритм работы, это:

  • определение конкретной карьерной цели;

  • анализ действительных событий на работе и в быту;

  • какие способы можно применить для решения выявленных проблем;

  • какие дополнительные знания или умения нужны достижения цели;

  • осуществление контроля над выполнением промежуточных задач.

Карьерное взаимодействие «тренер – клиент», помогает в решении ближних задач для достижения поставленной цели. Планировать можно карьерное взаимодействие на несколько лет вперед на перспективу, поставив для себя ближние задачи.

Задача карьерного коучинга, это привести клиента к действиям, которые обеспечивают движение к немеченой цели. Многие специалисты определяют работу этого взаимоотношения на подсознательном уровне и сознательном определением своих способностей клиентом.

У специалистов есть разная трактовка определения взаимодействия «тренер – клиент» (коучинг), это:

  • правильно проведенная беседа с применением поведенческих факторов тренера, которые подвигают клиента к достижению цели;

  • применяемые коучем (тренером) приемов, которые влияют на личностное развитие клиента;

  • умение тренера на уровне обладания искусством беседы повышать эффективность развития другого человека.

Необходимо четко в коучинге отделять четыре основных этапа: правильное определение уели с клиентом, нахождение путей достижения цели, реализация промежуточных задач, проведение мероприятий для реализации основной цели ее достигнув.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: