Готовый бизнес план
Главная » Полезное » Что такое активы предприятия — виды

Что такое активы предприятия — виды

Что такое активы предприятия - видыВсякое имущество, имеющееся в собственности того или иного предприятия, носит общее название – активы предприятия. Это имущество может быть вещественным (иногда называется материальным) и невещественным, а также финансовым — это все, что связано с деньгами.

Что представляют из себя активы предприятия

Любой вещественный актив — это то, что носит материальный характер. Его можно называть материальным активом. Материальные активы — это то, что имеется в распоряжении различных предприятий: жилые и нежилые здания любого рода, которые, в свою очередь, являются производственными или непроизводственными, здания для администрации, земельные участки, производственные станки, различные механизмы и инструменты, а также материалы, топливные смеси, сырье разного назначения и тому подобное.

Любой финансовый актив — это финансовый инструмент, принадлежащий какому-либо предприятию. Из них можно выделить денежные вложения, счета дебиторов, денежные резервы (могут быть в разных валютах), кассовые наличные средства, ценные бумаги, страховые полисы и т.п.

Что такое невещественный актив предприятия? Это права на интеллектуальную собственность различного вида, включая марки, под которыми продаются те или иные товары, также логотипы и бренды, патенты на изобретения и т.п.

Активы, которые выполняют полезную работу в производственном цикле разделяется на активы, которые лежат вне оборота (внеоборотные) и находящиеся в обороте (оборотные).

Оборотный актив, он же операционный, на протяжении цикла изготовления какой-либо продукции расходуется полностью, обеспечивая при этом производственную деятельность предприятия. Речь идет о оборотных активах того или иного предприятия, которые могут участвовать в нескольких циклах производства, пока всю их стоимость не перенесут на производственную продукцию.

Источники появления таких активов бывают валовые и чистые. Валовый актив может формироваться посредством и своего капитала, и капитала, взятого в кредит, чистый актив — посредством только своего.

Чистые активы

Чистым активом предприятия называется общая сумма денег, которую можно выручить за полную продажу предприятия. Другими словами, сумма денег, сколько стоит само предприятия, без учета его долгов – это и есть чистый актив или основной актив.

Чистые активыЧтобы рассчитать стоимость чистого актива любого предприятия, за основание берется бухгалтерский баланс и производится расчет, в порядке, установленном законом – отнимаются долги предприятия, все остальное суммируется. Полученная сумма и будет чистым активом предприятия. Кредитные организации, кстати говоря, под этот закон не подпадают. Их активы рассчитываются по другой формуле, установленной законом.

Иначе говоря, чистые активы предприятия — это имущество предприятий, которое свободно от долгов. Объемы таких активов следует вычислять ежегодно путем оценки имущества, находящегося в собственности, которое имеется у компании, и вычета его долгов. Если эта величина имеет отрицательный потенциал, значит, объем долгов предприятия превосходит стоимость всего его имущества. Чтоб получить информационные данные о чистых активах, нужно провести анализ баланса: следует вычесть из активов суммы пассивов. Кроме того, здесь не учитывают стоимость акций, которые предприятие выкупило у своих акционеров, также долги, которые числятся за организаторами-учредителями. Будущие возможные доходы также не учитываются.

Что такое финансовый актив

Такие активы — это различные ресурсы, состоящие из ценных бумаг и денежных ресурсов, которые находятся в собственности той или иной компании.

К ним относятся следующие активы:

  • деньги, включая наличность касс, и денежные ресурсы, которые находятся на банковских счетах;

  • различные ценные бумаги: паи разных организаций, акции, опционы на акции и т.д.;

  • счета дебиторов;

  • денежные вложения (вклады);

  • путевые расчетные документы и т.д.

Финансовыми активами не являются материальные и нематериальные активы, преждевременные выплаты, запасы производства (расходные и не расходные материалы) и т.д., потому что факт владения ими совершенно не говорит о том, что вы имеете права на получение какой-либо выгоды с точки зрения финансов со временем, хоть и приносят прибыль.

Такие активы — это, помимо всего прочего, еще и права на различные финансовые выгоды, которые поступают от активного использования в своих интересах каких-либо активов. Другими словами, все подобные активы — это источники финансов, а финансовые активы, это, в свою очередь, инструменты для перераспределения доходов, которые получены от таких активов. Вложение средств в такие активы может позволить вам получать финансовые выгоды от применения финансовых активов, которые были приобретены методом вложений.

Нематериальные или невещественные активы

Нематериальные или невещественные активы — это то, что может принадлежать любому юридическому лицу. Это ценности, которые не имеют материальной базы, но имеют вполне определенную стоимость. Такие активы оцениваются в денежном эквиваленте. Их можно использовать для получения доходов. Стоимость таких активов нередко используется для стабилизации и оценки стабильности организации и предприятия (к примеру, во время разработки программ по инвестированию либо при покупке каких-либо ценностей).

К таким видам активов можно отнести, к примеру, патенты и лицензии, различные технические разработки, программное обеспечение и различные программные продукты, также другую интеллектуальную собственность. Товарные логотипы, привилегии собственника и разные права также являются нематериальными активами.

Условия, при которых актив является нематериальным:

  • если отсутствует физическая структура, актив является нематериальным;

  • если есть возможность применения в производственной либо другой деятельности компании активов с целью получения какой-либо экономической выгоды со временем;

  • если можно отделить от остального имущества;

  • если есть возможность использовать активы долговременно (больше 12 мес.);

  • если есть документы, которые подтверждают факт реализации активов и право юридического лица на владение ими.

  • если подразумевается полное отсутствие планов на перепродажу того или иного актива.

Деловые способности сотрудников — их трудоспособность и квалификацию не следует относить к нематериальным активам, потому как они не могут отделяться от носителей.

Внеоборотные активы производства

Внеоборотные активы предприятия — это средства организаций и компаний, которые изъяты из оборота и отражаются в балансовом учёте.

К внеоборотным активам организации относятся следующие активы:

  • основные ресурсы организации, которые представляют собой вещественно-материальные ценности, которые, в свою очередь, выполняют полезную работу в производственном процессе на протяжении длительного времени с сохранением вещественно-материальной формы;

  • долгосрочные инвестиционные вклады, ценные бумаги, доли в уставных капиталах иных организаций;

  • невещественные активы, которые включают право на использование земельных участков, авторское право, интеллектуальную собственность (лицензии, патенты, бренды, логотипы, товарные знаки, базы данных, деловая репутация и т.п.);

  • капитальные инвестиционные вклады;

  • долгосрочные счета дебиторов;

  • отложенные налоговые обязательства.

В разделах бухгалтерского учета, которые отображают внеоборотные активы производства, должны указываться активы, которые принадлежат какой-либо компании и являются собственностью этой компании, которые, в свою очередь, получены в долговременное управление, в лизинг либо арендованы в качестве имущественного комплекса.

Оборотные активы (еще их называют операционными)

Такие активы, они же краткосрочные активы — это ресурсы организаций, которые отражаются в активных разделах бухгалтерского учета. Такие активы совершают полный оборот в течение одного полного года.

К числу оборотных (операционных) активов следует причислять деньги, акции, которые должны быть быстро реализованы (до 12-ти месяцев), материальные ресурсы производства, которые, помимо всего прочего, должны быть задействованы в обороте также в течение 12 мес., различные дебиторские задолженности и любые расходы, которые будут в будущем.

Анализ таких активов следует проводить на базе данных баланса: анализируются активы и пассивы. Кроме того, к рассмотрению не принимаются задолженность по различным взносам организаторов-учредителей в финансирование организации либо корпорации, также к рассмотрению не принимаются акции, которые выкуплены у акционеров. Из анализа пассивов следует исключить любые поступления денежных средств, любые финансы и любые резервы.

Если анализ показывает то, что чистый актив предприятия имеет объем, который меньше уставного капитала, объем уставного капитала нужно понизить. Однако, если его уменьшить, то он будет меньше допустимого законом. В таком случае предприятие следует ликвидировать. Объем активов, к слову говоря, также используют, чтобы принимать решения о том, в каком объеме следует выплачивать дивиденды в ОАО.

Что такое управление оборотным активом? Это целая система операций, которые направлены на стабилизацию экономики компании благодаря использованию финансовых резервов (капитала и всего, что принадлежит компании, полный оборот которых должен длиться меньше одного года.

Когда разрабатывается стратегия, по которой происходит управление своими активами, обнаруживаются многие факторы, которые влияют на активы. При этом определяется потребность организации в любом из них и определяется результативность таких активов, которые имеются на текущий момент времени. От стратегии реализации оборотных активов в большей мере зависят условия сотрудничества организации с контрагентами: подрядчиками, поставщиками. От результативности данной стратегии в большей мере зависят страховки компании либо корпорации.

Такие оборотные активы еще могут называться операционными. Операционные активы – это вся операционная деятельность производства. К таким активам относятся оборудование предприятия, станки, транспортные средства, находящиеся на балансе организации и пр. Те активы, которые используются в деятельности той или иной компании, в течение всего времени использования также называются операционными.

Непрофильные активы

Каждая организация может иметь активы, которые лежат вне ее стратегии ведения бизнеса. Такие активы называются непрофильными. К таким активам относятся жилые и нежилые здания, акции и долговые обязательства. Ярким примером тому может служить какая-либо крупная корпорации, в собственности которой есть разнообразные оздоровительные центры, объекты рекреации, а также санатории. Такие объекты, которые лежат вне стратегии развития какой-либо организации называются непрофильными активами, потому что они требуют своего собственного развития. А так как любая организация развивает прежде основное направление деятельности, то непрофильные активы чаще всего являются эдаким баластом. Такие активы лежат на балансе и съедают бюджет организации.

Непрофильные активыКомпания, у которой имеется некоторое количество непрофильных активов, рано или поздно начинает терпеть кризис. Связано это с тем, что непрофильные активы с течением времени все больше и больше тратят в пустую капитал компании. Потому грамотные управляющие стремятся избавиться от этого баласта – они стремятся продать ненужные активы. Делается это, прежде всего, для того, чтобы увеличить денежные поступления в полезные профильные активы и избежать ликвидации по причине банкротства. Самым ярким примером таких активов является имущество банковских должников, которое изымается у них в счет погашения задолженности по кредитам. Банки такое имущество самостоятельно продают, чтобы погасить задолженности должников, но далеко не всегда и не все могут продать. Потому они вынуждены держать на обеспечении это имущество. Для такого имущества необходимы склады, проветриваемые помещения, дополнительное обслуживание, а это, в свою очередь, требует дополнительного капиталовложения на подобное обеспечение. Чтобы от подобных непрофильных активов поскорее избавиться, банкирами разрабатываются целые программы по реализации ненужного имущества.

К вышесказанному необходимо добавить, что, в связи с тем, что такие активы, которые лежат вне профиля деятельности производства являются ненужным имуществом, они, как правило, продаются очень дешево. Иногда такие активы продаются даже, казалось бы, неоправданно дешево. Однако, все управленцы стремятся поскорее избавиться от непрофильных активов, потому и продают их очень дешево.

Ликвидность активов

Наиболее ликвидный актив – это тот актив, который в минимальные сроки способен принести максимальную прибыль. Примерами самых ликвидных активов могут послужить банковские депозиты, кассовая наличность, банковские счета, различные краткосрочные денежные вложения. То есть денежные вложения любого вида являются наиболее ликвидными активами.

Степень ликвидности определяется путем сравнения активов. Актив, который в минимальные сроки принес максимально много прибыли относительно других активов – это и есть наиболее ликвидный актив.

Среди высоколиквидных активов можно также выделить текущие активы. Текущий актив – это такой актив, от которого в течение одного полного года можно получить какую-либо финансовую прибыль. К слову говоря, наиболее ликвидные активы не могут быть долгосрочными.

В противовес к вышесказанному следует добавить, что самыми слаболиквидными активами являются сырье любого рода, также капиталовложение в незавершенное производство.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:
Чистые активы | Пример расчета
2016-10-30 03:34:29
[…] Бывают случаи, что надо быстро оценить возможности предприятия, в этом помогает информация состояния чистых активов, которая берется из баланса предприятия в бухгалтерских документах. Этот показатель состояния компании показывает реальное положение дел предпринимателя, стоимость его предприятия, это все эксплуатируемое имущество. Рассмотрим, как рассчитываются чистые активы и их структуры. Если Вы совсем новичок в это вопросе Вам стоит сначала прочитать материал — «что такое актив». […]
Актив
2017-01-07 07:11:02
[…] Чистые активы. Чистым активом предприятия называется общая сумма денег, которую можно выручить за полную продажу предприятия. Другими словами, сумма денег, сколько стоит само предприятия, без учета его долгов – это и есть чистый актив или основной актив.http://business-ideal.ru/chto-takoe-aktivy-pre... → […]