Готовый бизнес план
Главная » Разное » Что делает менеджер — обязанности

Что делает менеджер — обязанности

Что делает менеджерНа вопрос, что делает менеджер, большинство граждан нашей страны не смогут дать полный и правильный ответ. Представленная должность ассоциируется у них, в первую очередь, с торговлей. Данный стереотип сформировался еще в 90-е года, когда никто не знал экономическую терминологию и владельцы фирм приглашали на работу «менеджеров по продажам», которые фактически являлись торговыми агентами.

Даже сегодня встречаются объявления в газетах и на сайтах по трудоустройству с подобными ошибками. Главная цель данной статьи заключается в том, чтобы объяснить читателям, кто такой менеджер и в чем заключаются его обязанности. Внимательно изучив представленную информацию, Вы избавитесь от ошибочных стереотипов и сможете понять, насколько профессия «менеджер» соответствует Вашему образованию, опыту и темпераменту.

Что делает менеджер

В экономической теории существует достаточно много определений представленной профессии, но если выделить главный смысл, тогда можно сказать, что менеджер – это специалист, который руководит сотрудниками компании и отвечает за рациональное использование всех ее ресурсов. Чтобы добиться серьезных успехов, работая на данной должности, Вам нужно хорошо разбираться в финансовых вопросах и психологии, знать основы маркетинга и не путаться в юридической терминологии. То есть, менеджер – это человек с соответствующим образованием, который управляет людьми и распределяет ресурсы таким образом, чтобы компания получила максимальный доход.

Если учесть перечисленные нюансы, можно сделать вывод, что в нашей стране большая часть «менеджеров» не имеет никакого отношения к представленной профессии. Просто работодатели, составляя объявление о вакантной должности, употребляют термин «менеджер», чтобы привлечь внимание грамотных специалистов, которые занимаются поисками работы. Но человек, который ходит по продуктовым магазинам, предлагая заключить договор о поставке чая, кофе или печенья, является торговым агентом, а не менеджером.

Данная профессия, в зависимости от уровня решаемых вопросов и функциональных обязанностей, имеет три категории:

  • первая группа – менеджеры, которые управляют небольшими бригадами и контролируют использование ресурсов (бригадиры, мастера и т.п.);

  • средняя категория – специалисты, являющиеся связывающим звеном между высшим руководством и менеджерами первой группы (начальники отделов, цехов);

  • представители третьей группы – руководители предприятий и их заместители, которые являются первыми людьми в компании, они решают все важные вопросы и отвечают за эффективную работу всех сотрудников.

В зависимости от специфики деятельности представителей данной профессии выделяют следующие направления:

  • Менеджер по продажам. Руководит торговыми агентами, разрабатывает новые методы работы и способы привлечения клиентов, устанавливает для своих подчиненных планы продаж и придумывает механизмы стимулирования сотрудников компании.

  • Менеджер по персоналу. Выполняет функции, которые раньше относились к компетенции начальника кадров. Несет ответственность за персонал, обучение новых сотрудников, а также контролирует соблюдение трудового законодательства.

  • Персональный менеджер. Работает с конкретным клиентом, обеспечивая выполнение всех обязательств фирмы.

  • Офис-менеджер – специалист, который координирует работу завхозов, секретарей, курьеров, уборщиц и других сотрудников, занимающихся вопросами жизнеобеспечения офиса. Представители данной профессии должны следить, чтобы все сотрудники были обеспечены канцтоварами, работали компьютеры, факсы и другая техника, а в помещении поддерживалась чистота и порядок.

Функции менеджера

Для того чтобы лучше понять и запомнить, что такое управление и кто такой менеджер, рассмотрим основные функции, которые относятся к менеджменту.

  • Административная. Менеджер должен уметь формировать штат компании, выбирать лучших сотрудников, выявлять недостатки персонала, организовывать их работу, распределять обязанности, а также заниматься вопросами обучения и повышения квалификации работников компании.

  • Экспертно-консультативная. Менеджер должен идеально знать экономическое состояние компании, в которой он работает, владеть информацией обо всех этапах производства, понимать, как функционирует оборудование, чтобы быть готовым в любой момент ответить на вопросы сотрудников предприятия.

  • Стратегическая. Менеджер должен постоянно контролировать, кто как работает, насколько точно выполняются задания руководства, но при этом он обязан уважительно относиться ко всем сотрудникам предприятия, независимо от их должности.

  • Психотерапевтическая. Руководитель должен не только давать задания своим подчиненным и контролировать ход их выполнения, но и уметь поддержать работников, сделать так, чтобы они чувствовали себя уверенно, и во время работы их ничего не отвлекало от выполнения своих обязанностей.

  • Воспитательная. Менеджер должен помогать новым сотрудникам быстрее влиться в коллектив, а также воспитывать в своих подчиненных моральные принципы, трудолюбие, ответственность, инициативность и т.д. Естественно, все это должно поддерживаться при помощи личного примера.

  • Коммуникативно-регулирующая. Менеджеры компании должны своевременно предоставлять важную информацию, имеющую отношение к ее деятельности, ориентируясь не только на эффективную работу своего подразделения, но и на приоритетные цели всей компании.

  • Инновационная. Одной из главных функций современного менеджера является постоянный поиск новых способов и методов производства и управления персоналом. Для этого нужно внимательно следить за всеми новостями, которые имеют хоть какое-то отношение к деятельности компании.

  • Дисциплинарная. Данная функция предполагает использование, как наказаний (они должны быть обоснованными и справедливыми), так и поощрений. Применение разных способов мотивации поможет Вам повысить производительность только в том случае, если они способны реально заинтересовать людей. Личная благодарность и рукопожатие генерального директора, вряд ли даст такой эффект, как путевка для всей семьи на море.

Представленные функции относятся, прежде всего, к кадровым вопросам, но это только часть обязанностей менеджера. Он должен заниматься не только персоналом, но и финансами фирмы, поставками сырья, реализацией готовой продукции, производственными процессами и т.д.

Управление предприятием неразрывно связано с выполнением следующих функций:

  • Планирование. Реализация этой функции начинается с детального анализа положения фирмы и оценки ее возможностей. Менеджер должен провести изучение ситуации на рынке, составить список ее ресурсов, определить, где сильные стороны предприятия, а над чем нужно поработать и т.д. На основе полученных данных менеджер ставит цели для своей компании, с учетом влияния (в основном, неблагоприятного) внешних факторов, таких как конкуренция, валютный курс, размеры зарплат в данной отрасли. Заключительный этап планирования – определения задач для всех сотрудников фирмы, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели.

  • Организация проведения работ. Сюда входят: формирование необходимой структуры предприятия, подготовка кадров, обеспечение сотрудников необходимым оборудованием и инструментом.

  • Мотивация. Применение экономических и моральных стимулов, с целью заинтересовать сотрудников качественно и своевременно выполнять возложенные на них обязанности. Люди с первых дней существования капиталистического строя и до двадцатого века считали, что деньги – это единственный действующий способ мотивации для любых работников. На самом деле человек оказался не таким примитивным, как думали наши предки. Поэтому для эффективного стимулирования сотрудников компании нужно применять разные способы, которые зависят от индивидуальных особенностей каждого из них.

  • Контроль. Когда механизм запущен, все работники выполняют поставленные задачи, каждый сотрудник реально заинтересован сделать все на высшем уровне и в установленные сроки, остается только контролировать данный процесс. Для этого нужно составить список целей с конкретными датами их достижения. Второй этап контроля – это сравнение полученных результатов с тем, что было запланировано на бумаге. И последняя стадия – устранение недоработок или корректировка плана, с учетом полученных результатов.

  • Координация. Одна из ключевых функций менеджмента, суть, которой заключается в согласовании всех действий подразделений, цехов, бригад или отделов предприятия, путем установки связи между ними. Выражаясь простыми словами, данная функция исключает возникновения ситуаций, похожих на сюжет известной басни, когда каждый тянет телегу в свою сторону. Все подразделения и отдельные единицы работают согласовано, оперативно обмениваются новостями, достижениями или проблемами, что позволяет реализовать самую главную задачу предприятия вовремя и с минимальными затратами ресурсов.

Осуществление организационно-административной деятельности

Для обеспечения согласованной работы коллектива (одна из задач менеджмента) недостаточно применения одних только экономических рычагов. Это утверждение было известно в нашей стране еще в те времена, когда не знали, кто такой менеджер. Организационно-административные методы дополняют экономические стимулы и позволяют руководителям решать, возложенные на них обязанности. Базируются они на законных правах менеджера, его власти, авторитете, а также собственной ответственности. Представленные методы реализуются в устной или письменной форме (приказы, распоряжения, рекомендации).

Сегодня, основной формой официальных отношений является распоряжение. Оно может быть устным или письменным, является обязательным для исполнителя, а также не должно выходить за рамки компетенции, как руководителя, так и подчиненного.

Кроме того, распоряжение необходимо обеспечивать надлежащими ресурсами и информацией, оно должно быть точно сформулированным (без альтернативного смысла) и имелась возможность проверки уровня и качества его выполнения.

В зависимости от степени важности, срочности выполнения и объема поставленных задач, распоряжение может быть устным, письменным или смешанным. Когда нужно быстро решить какой-то не сложный вопрос, руководитель дает устное распоряжение, а когда необходимо выполнить целый ряд разнообразных задач, составляется письменный документ. Практика показывает, что лучше фиксировать важные приказы на бумаге.

Распоряжения могут быть демократическими или директивными. В первом случае – это просьба, рекомендация или вызов добровольцев, а во втором – команда или приказ.

Если Вы занимаете должность менеджера и Вам необходимо дать подчиненному важное распоряжение, следуйте данным рекомендациям:

  • точно и подробно сформулируйте задачи, которые должен выполнить сотрудник;

  • убедитесь, что Вас поняли;

  • давая распоряжения, подумайте, каким образом Вы будете контролировать ход выполнения поставленных задач;

  • старайтесь никогда не менять задания в процессе их выполнения;

  • не допускайте, чтобы перспективные сотрудники занимались однотипной и монотонной работой (способный работник должен приносить максимум пользы предприятию);

  • ставьте конкретные сроки выполнения (дата, время, а не через 2-3 дня);

  • когда задание дается группе людей, предоставьте возможность обсуждения данного вопроса всем коллективом;

  • не стоит давать задание рабочему, который подчиняется другому менеджеру;

  • если распоряжение предназначено для группы исполнителей, не забудьте назначить ответственного за результаты (потом все вопросы решайте только с ним).

Прочитав данную статью, Вы узнали, что конкретно делает профессиональный менеджер и какими качествами он должен обладать, чтобы выполнять свои обязанности, а также увидели, насколько отличается понятие «менеджер» в нашей стране от его реального значения.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: